Во время занятий нервная система получает сигналы от всех анализаторов - слухового, зрительного, вестибулярного, вкусового, а также от рецепторов осязания и проприоцепции, обрабатывает полученную сенсорную информацию и использует ее в целенаправленной деятельности.
Если у ребенка, в силу каких-либо причин, имеется нарушение обработки сенсорных сигналов, то это приводит к дисфункциям в моторике, познавательном развитии и поведении. Поэтому методы сенсорной интеграции можно (и даже нужно) включать как составную часть в детские занятия с любыми педагогами.
Признаки нарушения СИ
Это может проявляться следующим образом:
- в виде недостаточной или чрезмерной чувствительности к слуховым, зрительным, тактильным стимулам;
- слишком низкий или слишком высокий уровень двигательной активности, нарушение мышечного тонуса;
- трудности в различении правой и левой сторон, в обучении чтению и письму;
- слабая двигательная координация, неуклюжесть, расторможенность;
- импульсивность, трудности в концентрации внимания, быстрая утомляемость;
- отказ от социальных контактов, задержка речи, трудности в обучении;
- проблемы с использованием столовых приборов, ножниц, неправильный захват карандаша и т.д.
Упражнения по развитию сенсорного восприятия
Сенсорная интеграция для детей обеспечивается комплексом упражнений, направленных на преодоление расстройств чувствительного восприятия. Упражнения разрабатываются индивидуально для каждого ребёнка.
В общей совокупности в комплексе должны присутствовать упражнения на все основные виды восприятия:
- зрительного - стимуляция зрения при помощи ярких предметов, упражнения в затемненной комнате;
- обонятельного - стимуляция резкими и слабыми запахами;
- слухового - использование звуков различной интенсивности, музыки, природных шумов;
- вкусового - презентация раздражителей вкуса;
- тактильного - стимуляция пальцев, кистей, лица, поверхности тела;
- вестибулярного - кувырки, повороты, прыжки на пружинящей поверхности;
- проприочувствительность - определение положения тела в пространстве, стимуляция глубокого мышечного чувства.
Благодаря упражнениям по сенсорной интеграции, ребёнок может улучшить:
- зрительные и слуховые способности;
- внимание и концентрацию;
- крупную и мелкую моторику;
- самооценку и самосознание.
Необходимо помнить, что область сенсорной интеграции для детей является, прежде всего, терапевтическим методом. Поэтому использование этой методики родителями возможно исключительно после обучения и только под постоянным руководством и контролем специалистов по сенсорной интеграции.